Воскресенье, 28.04.2024, 23:34

"Юргинская СШИ" - филиал МАОУ "Юргинская СОШ"

Меню сайта
Поделиться
Наше видео
Педсовет
Сайт
Дневник
Электронные
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Календарь
«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Главная » 2016 » Апрель » 22 » БЕСЕДА – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
08:12
БЕСЕДА – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

                                                               Советы логопеда.                                                                        Беседа это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тему.                                                                                                                              Беседа будет педагогически ценной, если, опираясь на имеющиеся знания и опыт детей, она сумеет захватить их, пробудит активную работу мысли, вызовет интерес к дальнейшим наблюдениям и самостоятельным выводам и поможет выработать у ребенка определенное отношение к обсуждаемым явлениям.                                                                                                                    Тема беседы должна быть близкой детям, отталкиваться от их жизненного опыта знаний и интересов. Содержание беседы должны составлять явления, в основном знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие его сознание на более высокую ступень знания. Например, ребенок из разговоров знает, что вороны и воробьи остаются зимовать, а грачи и скворцы улетают. Но почему одни остаются, а другие улетают – до этого ребенку самому трудно дойти, это требует пояснения.   Содержание бесед лишь тогда оказывает сильное влияние на детей и оставляет след в их сознании, когда впечатления и знания получаются ребятами систематически и как бы наслаиваются одно на другое; когда важные в воспитательном отношении факты и выводы повторяются в разных вариантах. (Например, тема уважения старших может быть затронута в беседах о труде взрослых, о поведении в общественных местах, о маме.)                                                                                                        Успех беседы во многом зависит от подготовки к ней воспитателя, от его личной заинтересованности и умения руководить беседой. Он должен ясно представить предмет беседы, продумать ее содержание, сформулировать основные вопросы. Воспитателю должна быть ясна логическая последовательность беседы, чтобы не перескакивать с одного на другое.                                                                                В зависимости от полноты и степени самостоятельности ответов детей можно использовать наводящие и подсказывающие вопросы. Они помогают детям не только точнее уловить смысл спрашиваемого, но и наталкивают на правильный ответ и дают возможность самостоятельно справиться с заданием, что очень важно для неокрепшего сознания детей. Например, основной вопрос «Что варят из фруктов?» (компот); наводящий вопрос «Что очень вкусное сладкое можно намазать на хлеб?» (варенье, повидло); подсказывающий вопрос «А джем варят?»

   Рекомендуются следующие требования к вопросам, которые задает воспитатель детям:

 ]) формулируя вопрос, педагог должен ясно представить себе, какой ответ он ждет от ребенка;

 2) вопросы должны быть конкретными, четко сформулированными. Например, воспитатель хочет, чтобы дети описали внешние признаки коровы, и задает вопрос: «Что вы знаете о корове?» Дети отвечают: «Траву щиплет», «Коровы большие», «У коровы молоко». Вопрос поставлен неопределенно и не дает направления детской мысли;

 3) в вопросах не должно быть непонятных для детей слов. Например: «Какие предметы делают из шерсти?» (Вместо слова «вещи» употреблено слово «предметы»);

 4) не рекомендуется задавать вопросы, не способствующие развитию мысли. Например, неправильно задавать детям вопросы: «Сколько ног у лошади»; «Сколько глаз у кошки?»; «Где живет волк?», — так как, во-первых, это детям уже хорошо известно, и, во-вторых, такие вопросы ничего не прибавляют к знаниям детей о животных. Правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: «Какие у него глаза, хвост и т.д.», установление зависимостей: «Почему волк живет в лесу?»;

 5) нельзя задавать вопросы в отрицательной форме («А вы не знаете, как называется?»), так как они провоцируют детей на отрицательный ответ;

 б) вопросы нужно формулировать в логической последовательности, не спеша, выделяя смысловые акценты при помощи логического ударения или паузы;

 7) количество вопросов не должно загружать, затягивать беседу. В беседе большую роль играют указания педагога. Например, ребенок говорит: «Лазают по снегу». Не фиксируя внимание ребенка на допущенной ошибке, воспитательница замечает: «По снегу ползут». Ребенок продолжает рассказ: «Разведчики тихо ползут по снегу».

   В конце беседы полезно закрепить ее содержание или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать следующими способами:

— изложить содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное;

— провести дидактическую игру на том же программном материале;

—предложить детям прочитать знакомое стихотворение или спеть песню близкую по содержанию теме беседы;

— прочитать художественный рассказ;

— дать задание на наблюдение или задание, связанное с трудовой деятельностью.

При проведении беседы стоит задача добиться того, чтобы все дети были активными. Необходимо соблюдать следующие правила:

— беседа не должна длиться долго, так как рассчитана на большое умственное напряжение. Если дети устают, они перестают участвовать в ней, т.е. перестают активно мыслить;

— во время беседы воспитатель должен задавать вопрос всей группе, а затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать (неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко);

—нельзя спрашивать одних и тех же детей, наиболее бойких. Нужно стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же самое происходит, если педагог во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно;

— дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором, но если педагог ставит такой вопрос, на который у многих есть один и тот же простой ответ, то можно позволить им ответить хором;

— не следует прерывать отвечающего ребенка, если в этом нет прямой необходимости; нецелесообразно ценою длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний. В таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом;

— нельзя требовать от детей полных ответов, так как это часто приводит к искажению языка. Беседа должна вестись естественно и непринужденно. Краткий ответ может быть убедительнее распространенного. К развернутым ответам детей побуждают содержательные вопросы, стимулирующие к описанию, рассуждению и т.п. Они вызывают у детей самостоятельную мыслительную работу, а не механическое повторение «полного ответа»;

— часто вопрос, задаваемый воспитателем, возбуждает у ребенка свою цепь ассоциаций, и его мысль начинает протекать по новому руслу. Педагог должен быть готов к этому и не давать детям удаляться от темы беседы. Надо постараться использовать возникшую у ребенка мысль в целях проводимой беседы, или прервать ребенка, заявив: «Об этом поговорим в другой раз».

   Руководя беседой, педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности школьников. Детей медленно соображающих и менее развитых целесообразно предварительно подготовить к занятию —вооружить готовым материалом, с которым они могли бы выступить во время беседы. Детям, неуверенным в себе, с более ограниченными познаниями, следует задавать подсказывающие вопросы, на которые сравнительно легко ответить.                                             Ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования.

Желаю успехов! Учитель – логопед Семенова Н.Х.

Просмотров: 1015 | Добавил: special | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]